БЫЧАК – НОЖ КАЖДОГО КАРАЧАЕВЦА (о КАРАЧАЕ, КАРАЧАЕВЦАХ, карачаевском ноже и немного об АПСУА ХУЗБА – абхазском ноже) (часть первая)

Автор: Андрей Козловский aka Teke

Дата создания: декабрь 2009 г.

 

 

Многие слышали или побывали на замечательных курортах Карачаево-Черкессии: Теберде, Домбае, Архызе

 

В советские времена это был рай для альпинистов (альплагеря Домбай, Алибек, Узун-кол) , горных туристов и просто отдыхающих (через Теберду и Домбай проходил знаменитый 43 всесоюзный маршрут из Кавказских Минеральных вод в Сухуми) В течение года здесь проходило более 5 миллионов человек. В настоящее время по известным причинам количество туристов значительно уменьшилось ( по крайне мере , в летнее время), но с каждым годом возрастает количество лыжников на Домбае и в Архызе, несмотря на то, что стоимость отдыха зимой в Домбае сравнима с таковым в Швейцарских Альпах.
Карачаево-Черкессия расположена вдоль северных склонов Главного Кавказского Хребта к западу от Эльбруса до Краснодарского края. С другой стороны хребта находится Абхазия и Сванетия.
Высшей точкой является гора Домбай-Ульген (4046м)
(на фото в центре –Главный Домбай-Ульген, левее – Малый Домбай)

Помещенные ниже фотографии помогут Вам представить всю красоту 
природы этого края

 

ИСТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ

Карачаево-Черкессия –многонациональная республика. По переписи 1979 и 2002 годов состав следующий (в тыс чел)

1979 2002
Всего 370 440
Карачаевцы 109 170
Русские 166 145
Черкесы 34 50
Абазины 24 33
Ногайцы 12 15

В небольшом количестве проживают украинцы, армяне, греки, татары, осетины
Несмотря на иногда возникающее напряжение между карачаевцами и черкесами, республика по сравнению с остальным Кавказом довольно спокойная

Поскольку целью настоящего обзора является карачаевский бычак, остановимся на карачаевском нарoде чуть подробнее. 
История возникновения карачаевцев как этноса и заселение ими верховьев Кубани очень запутана и неочевидная, что можно объяснить тем, что на момент первого гарантированного упоминания карачаевцев (начало 18, может быть конец 17 века) их было всего несколько тысяч человек ( по разным источникам от 2 до 10 тысяч, наиболее достоверные данные на 1830-1840 годы –около 25 тысяч человек). 
С моей точки зрения , несколько тысяч человек –это очень небольшое количество и, скорее всего, они были вытеснены с мест предудущего проживания дагестанцами и калмыками (наиболее вероятно это была Маджары –местность между современными Георгиевском и Буденновском) Уходили ли рода или просто часть семей – непонятно.
Первоначально они двинулись в современную балкарию и расселились там по ущельям ( так, можно было встретить название безенгийцы,чегемцы, баксанцы). И уже оттуда, после охотничьих походов, ряд семей решило переселиться в верховья Кубани , основав там аул Карт-Джюрт (старое место). Преданья говорят, что к этому месту они присматривались несколько лет, пытаясь там сеять ячмень и на зиму возвращаясь в Балкарию. И решились на переселения только после получения хорших урожаев ячменя.
Первопоселенцами были семьи Боташевых, Дудовых,Трамовых и Карабашевых. Интересно, что в этот момент карачаевцами себя считали чуть меньше половины переселенцев, остальные относили себя к ногайцам, но ни в языке, ни в обычаях разницы не было.
Язык и у карачаевцев и у балкарцев тюркский , отличия совсем мизерные (в мягком или твердом произношении согласных звуков) так что понятно, что это близкородственные народы, учитывая общность обычаев.
По вероисповеданию карачаевцы –мусульмане –сунниты, но я лично думаю, что 90 процентов из них не скажет, чем отличается суннит от шиита.
Следующим карачаевским аулом после Карт-Джюрта стал аул Хурзук, выше по течению Кубани. В Тебердинском ущелье первые поселения появились в 1860-1870 годах : аул Тебердинский или Ужаевский (ныне Верхняя Теберда) и Кара-кул-кабак (Сенты или Нижняя Теберда)
В настоящее время происходит сильнейшее переписывание истории, ибо, как писал историк и краевед М. Боргустанский « На Кавказе, чем меньше народ, тем история его более древняя и более славная. Поэтому для русских и казаков истории вовсе не досталось» 
В древние времена – начале нашей эры – через Тебердинскую долину проходил торговый путь к Черному морю – сейчас это Военно-Сухумская дорога, которая постепенно восстанавливается и есть надежда, что в ближайщем будущем из Теберды в Сухуми можно будет попасть за несколько часов (на фотографиях видна часть дороги около Клухорского озера)

Видимо, в 8 -11 веках этот путь пользовался большой популярностью и в долинах Теберды, Кубани и Архыза были выстроены христианские храмы по византийскому образцу ( ныне существуют :Сенты в Нижней Теберде, Шаон под Карачаевском и храмовый комплекс в Нижнем Азхызе , по Теберде есть еще ряд разрушенных фундаментов).Все они датируются 9-11 веками) и считаются постройками аланов – народа, населяюего эти земли вплоть до 14 века. Аланы были христианами и храмы, видимо, принадлежали к грузинской епархии. Некоторые авторы считают, что в районе Архыза был центр Алании, или, по крайне мере, крупный город. ( На фото –храмы Нижнего Архыза)


Карачаевцы в массе своей довольно добродушный и работящий ( особенно женщины) народ и им есть чем гордиться - так в начале века в каждом приличном ресторане Санкт-Петербурга и Москвы присутствовали блюда из черного карачаевского барашка с непревзойденным вкусом (в настоящее время этой породы в Карачае не существует – последнее стадо утеряно во время войны, правда имеется ресторан во Франции, который владеет стадом этой породы, но делиться они не собираются) Современная карачаевская баранина тоже замечательная, но как мне говорили старики, разница имеется.
Любой человек, побывавший в Карачае и попробовавший вкус айрана, уже никогда его не забудет.
С Карачаем связан и другой всем нам известный молочный напиток – кефир. 
В начале века хозяин Московской молочно-гастрономической фирмы Баландов отправил на Кавказ в Карачай своего доверенного сотрудника –двадцатилетнюю красавицу Ирину Сахарову с целью добыть рецепт производства кефира (слухи о котором уже достигли Москвы). Непонятно, о чем думал взрослый мужик, отправляя на Кавказ молодую девицу, но Ирина рьяно взялась за дело. Приехав в Кисловодск и выяснив, кто является производителем кефира, она вместе с несколькими сопровождающими отпрвилась к крупному поставщику молока и сыра Бекмурзе Байчорову в надежде получить у него заветные кефирные грибки.
Байчоров принял гостью с кавказским гостеприимством но делиться секретами не спешил. И когда Ирина моталась по аулам, на нее напали и увезли к Байчорову. Он извинился перед ней за горский обычай похищать невест и предложил ей руку и сердце. Но российская красавица замуж не хотела. Она хотела кефирный грибок. Страсти начали накаляться, но тут появились жандармы, приведенные сопровождающими Ирину людьми и Байчоров был арестован. 
Во время суда судья предложил им помириться и Ирина согласилась… в обмен на грибки Спустя некоторое время в Москве появился изготовленный Ириной Сахаровой кефир.

В Карачае живет много народностей и все они ладят друг с другом (по крайне мере так было до послднего времени)
Всем известна дружба в начале 20 века предводителя Карачаевского народа Ислама Крымшамхалова с осетином, поэтом и просветителем Костой Хетагуровым, русскими художником Ярошенко и промышленником Александром Утяковым.

На фото : Ислам Крымшамхалов



Ислам Крымшамхалов с семьей: двоюродный брат, сестра Фатима, мачеха Гошаях и жена Софья

А.П. Утяков в карачаевской одежде

Коста Хетагуров с Ниной Утяковой

 

Часть вторая...

Вы здесь: Главная Разное БЫЧАК – НОЖ КАЖДОГО КАРАЧАЕВЦА (о КАРАЧАЕ, КАРАЧАЕВЦАХ, карачаевском ноже и немного об АПСУА ХУЗБА – абхазском ноже) (часть первая)