Выставка "Холодное оружие в культуре народов Кавказа и Средней Азии"

Автор: Александр (СПб)

дата: февраль 2006 г. 

Санкт-петербургский клуб любителей холодного оружия, или по-простому Питерский клуб «KnifeLife», организовал небольшую выездную сессию в музей Этнографии народов России, на выставку "Холодное оружие в культуре народов Кавказа и Средней Азии". Предлагаемые внизу материалы – наш отчет о посещении этой выставки.

 

Иван и Silver. Перед началом выставки.

Silver и Alex_SPb, Там же, только забрались повыше.

Как следует из бесплатно распространяемого небольшого букетика, за организацию выставки мы должны поблагодарить следующий авторский коллектив:
- В.А. Дмитриев, С.В. Дмитриев , Е.И. Нератова и Д.А. Шереметьев.
В буклете так же отдельно выражена благодарность ИП "МАК" за помощь в организации выставки, издательстве каталога и буклета.
Прежде чем начать нашу небольшую виртуальную экскурсию, необходимо отметить, что все выставочные экспонаты подобраны с большой тщательностью и, несомненно, представляют интерес для любителей всего холодно-режущего. Также рядом с оружием демонстрируются образцы национальных костюмов, предметы повседневной жизни воинов-аристократов, мастеров - оружейников и простых людей, которым приходилось защищать свой дом от набегов воинственных соседей или самим отправляться в военный поход. Конечно, тема, заявленная организаторами выставки, огромна, практически необъятна, а количество экспонатов не соответствует столь громко заявленной цели. Но посмотреть стоило, тем более что заняло это не более 40 минут времени и 70 рублей денег (любителям пощелкать фотоаппаратом придется разориться еще на 150 рублей ).
Заранее прошу прощения за плохое качество фотографий. Освещение в зале во время нашего посещения было, скажем так, недружественным для фотографирования. Блики на стеклах стендов стали для меня настоящей бедой. Однако я постарался донести до вас не просто изображения клинков, но и пояснительные материалы, которые, на мой взгляд, представляют определенный интерес. Эти материалы располагались рядом на табличках, и называть я их буду, скажем, … эээ…«Историческая справка». Итак, начнем с такой исторической справки...


Историческая справка №1:
«Средняя Азия. 
В среднеазиатском регионе издревле сосуществовали земледельческие районы с городскими центрами и обширные территории степей и пустынь, население которых вело скотоводческое хозяйство. Кочевники снабжали жителей городов продуктами скотоводства, получая взамен зерно, ткани, металлическую посуду. Среди необходимых кочевникам товаров особое место занимало холодное оружие с длинным клинком – сабля. Контроль над распространением этого оружия осуществляла феодальная элита среднеазиатских государств или кочевых групп, контролирующих ремесленные центры. В степном мире сабли высоко ценились: их преподносили в качестве дипломатических даров, передавали по наследству. Еще одним видом оружия, которому придавалось особое значение, был топор. В горных районах Таджикистана он считался фамильной ценностью. Его выставляли при брачных церемониях. При дворах правителей топоры нередко использовались в качестве церемониального оружия. В кочевых обществах, в частности, у казахов и киргизов, сложился собственный набор вооружения, основой которого служили копье, палица, кистень и боевой топор. 
Клинковое оружие – меч, сабля, кинжал – подчеркивало социальный статус владельца и его, наряду со знаменем, барабаном и комплектом одежды, вручали своим вассалам политические лидеры. Считалось, что именно в клинке находиться душа воина, поэтому такое оружие считалось сильным оберегом, а в некоторых ритуалах могло даже символически «заменить» собой отсутствующего хозяина. Многие образцы среднеазиатского оружия украшались драгоценными и полудрагоценными камнями, чаще всего бирюзой или ее имитацией. Название бирюзы происходит от перс. Фируза/пируза, что в переводе означает «победа». Бирюза считалась мощным магическим средством, способствующим военной удаче».

«Кузница. Народы Средней Азии»
На Востоке обычным было представление о божественном происхождении многих ремесел. Создание новой вещи часто воспринималось как священнодействие: работу начинали с молитвой к небесному покровителю. Таковым у кузнецов и всех, связанных с металлообработкой считался Дауд (библейский Давид).
На практику и идеологию производства оружия в Средней Азии оказало сильное влияние распространение ислама. Связь ремесла с мусульманством нашла отражение в цеховых уставах рисаля, регламентировавших жизнь и производственную деятельность объединений и ремесленников. Большинство рисаля было построено одинаково: в начале шла обязательная формула восхваления Бога и пророка Мухаммада, затем кратко излагались история происхождения ремесла, следом излагались главные догмы религии и перечислялись основные исторические события исламского мира с точки зрения правоверного мусульманина; последняя часть рисаля обычно посвящалась вопросам и ответам на производственные темы и изложению норм поведения ремесленников.»

«Выдержки из рисаля цеха оружейников: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Праведная кончина благочестивым! Благословение и мир пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.! Если кто тебя спросит, что откуда появились сталь и железо, отвечай ему, что они произошли из глаз пррока Адама….Когда его (бог) выгнал из рая, и когда он много плакал, то из правого его глаза появились слезы из стали, а из левого глаза появились слезы из железа. Если кто тебя еще спросит – кто научил Адама мудростям кузнечества, ты ему скажи, что святой Гавриил…И если кто тебя спросит , что откуда у кузнецов мех, ты ему скажи , что это сделал святой пророк Мухаммад…Если кто тебя спросит, какой читают стих Корана когда кладут железо в огонь, отвечай, что читают этот стих : «и Он знает всякую тварь»…И если кто спросит, что говорят , когда вытаскивают железо из горна, то ты ему скажи, что читают этот стих Корана: «наложил Аллах печать на их сердца и на слух их, а на их взорах покров, и будет им наказание великое»…И всякий кузнец у которого не будет этого цехового сказания, то (все), что он будет зарабатывать своим ремеслом, будет нечистым…И если кто в этом усомниться, то он (будет) вне веры святого (пророка) и не является мусульманином…»

Кузница. Средняя Азия

 

Казахи.

В сцене представлен воин-казах, одетый в вывернутую наизнанку шубу, ворс которой служил эффективной защитой от сабельных ударов.

Историческая справка № 2:
«Оружие в семейной обрядности кочевников
Казахи.
В традиционных культурах оружие связывается преимущественно с мужским образом жизни. В среде кочевников предметы вооружения развешивались в мужских половинах юрт на стенах или вешалках – баканах. Схожим образом оружие демонстрировалось и на годовых поминках по умершим воинам. Иногда сразу после похорон изготавливали символическое изображение ушедшего в иной мир, используя для этого одежду, оружие и вещи покойного; могли так же установить копье с траурным флажком. Перед этим тулом – изображением, которое , как полагали, временно вмещало душу умершего, в течение года мать, жены и дочери оплакивали покойного. После отправления годовых поминок тул разрушался и траур заканчивался».


1. Булава. Казахи. Начало 20–го. века. Дерево, сталь.
2. Топор. Казахи. 19 век. Сталь дерево, шлифовка, оковка.
3. Топор. Казахи. Начало 20–го. века. Сталь дерево, шлифовка.
4. Топор. Казахи. 19 век. Сталь, дерево; шлифовка, насечка, гравировка, оковка.
5. Булава. Казахи. 19 век. Дерево, латунь.
6. Кистень. Казахи. Начало 20–го. века. Дерево, кожа.


7. Кистень. Казахи. Начало 20–го. века. Дерево, сталь.
8. Булава. Казахи. Начало 20–го. века. Дерево, сталь; 
9. Копьецо. Казахи. 19 век. Сталь, дерево.
10. Кистень. Казахи. Конец 19–го. века. Дерево, сталь.

Историческая справка №3:
«Оружие в социально - экономической жизни кочевников
Туркмены
У кочевников – туркмен широкое распространение получила система вооруженных набегов, превратившаяся в своеобразный способ взаимодействия кочевых групп как с миром оседлых земледельцев, так и между собой. Целью набега, или аламана, служила добыча необходимых продуктов земледелия, ремесленных товаров, а также скота – в том случае, если дело касалось кочевников-конкурентов. В этом смысле аламан можно рассматривать как промысловую деятельность, а отряд воинов собравшихся для набега, как временное хозяйственное объединение.
Кочевники совершали вооруженные набеги как по решению родового совета, так и по инициативе влиятельных лиц. Под руководством военного предводителя – сердара собирался временный военный отряд, в который вступали, в основном, молодые мужчины. Участие в набеге приносило им не только материальную выгоду, но и славу. Добыча, полученная в набеге, обычно распределялась поровну между всеми участниками аламана, а предводители повышали свой политический статус».

Туркмены

Воин-туркмен


Меч Зульфикар - символ востока


Историческая справка №4 :
«Среди символов мусульманского Востока одним из самых ярких является Зульфикар – меч, в соответствии с коранической традицией принадлежавший Пророку Мухаммеду. Согласно преданию, пророк передал Зульфикар своему зятю Али, великому воину, когда тот совершал подвиги во имя веры. По народным среднеазиатским легендам, когда Али не сражался, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в случае нужды меч чудесным образом оказывался у него в руке. Считалось, что волшебный Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов. Однако, как гласит известная в Средней Азии легенда, этот меч ломался, ели умерший где-либо мусульманин не был захоронен. В контексте этой легенды захоронение необходимо было произвести как можно быстрее – для того, чтобы обломки Зульфикара срослись, и он снова встал на стражу границ».

Меч
Иранцы 18 век.
Сталь, железо, дерево, кожа, насечка золотом и серебром. На клинке нечитаемая надпись арабской графикой
Примечания:
Пожалуй, самый яркий и запоминающийся стенд. Меч как бы парит на фоне гор. Только вот ни дерева, ни кожи мы так и не обнаружили. Может, это описание относилось и к ножнам, которые или не демонстрировались, либо просто не сохранились.

Узбеки


1. Топорик «Ай-балта»
Узбеки. Бухара. Конец 19 века
Сталь, золото, серебро, дерево, бирюза; шлифовка, гравировка, насечка золотом, тиснение, ложная зернь. Из даров эмиров Бухары Русской Императорской фамилии. 
2. Шашка.
Узбеки. Конец 19 века.
Сталь, латунь, гравировка, позолота
3. Сабля с ножнами .
Узбеки. Бухара. Конец 19 века.
Сталь, недрагоценный металл, золото, серебро, дерево, бирюза, шелковый шнур; шлифовка, насечка золотом, штамповка, гравировка, скань. Из даров эмиров Бухары Русской Императорской фамилии.
4. Нож
Узбеки. Первая половина 19 века. Сталь, серебро, рог, бирюза; шлифовка, гравировка позолота.

Шашка. Фрагмент

Сабля с ножнами. Фрагмент

Топорик «Ай-балта». Фрагмент


Нож и фрагмент ножен сабли


На этом же стенде был представлен мужской костюм узбека с вооружением. Вот такой набор EDC…а вы говорите, что Чинук тяжелый…


Мужской костюм узбека с вооружением
Сабля в ножнах с портупеей. 
Узбеки. Вторая половина 19 века. 
Сталь, кость, металлическая проволока, дерево, бархат, х/б ткань, серебро, белый металл, паста; шлифовка, гравировка, тиснение, насечка золотом.


Иранцы

Историческая справка №5:
«Элитное вооружение. Иранцы»
Иран занимает особое место на Ближнем и Среднем Востоке. Политическое и культурное влияние, которое Иран оказывал на окружающие его государства, было огромным. Именно здесь еще в Средние века были систематизированы и сформулированы принципы военного искусства, нашедшие отражение в военном деле Византии, Закавказья и Средней Азии.
Выступая законодателем в области военное культуры, Иран долгое время производил эталонные образцы оружия и предметов вооружения, которым старались подражать за пределами Западной Азии. Однако качество аналогов зачастую уступало оригиналам, так как ремесленники, входившие в цеховые объединения, старались хранить в тайне секреты изготовления оружия. Поэтому оружие, в частности, сабельные клинки, производимые в оружейных центрах Ирана, например в Исфагане, особо ценились на всем Востоке и среди знатоков оружия Европы Нового времени».

 


Кинжал с ножнами
Иранцы. 19 век. Сталь, серебро, кость, дерево, кожа; гравировка, чернь. 
Рядом - фрагмент колчана со стрелами. Иранцы. Начало 19 века. Дерево, краска, лак.

К сожалению, для этой фотографии я не переснял пояснительную надпись, но судя по всему это…палицы.

 

1. Фрагмент упряжи . Иранцы. 19 век
2. Кинжал-бебут с ножнами. Иранцы. 19 век.
Сталь, серебро, слоновая кость, дерево, ткань; шлифовка, золотая насечка, штамповка, гравировка, зернь, резьба по кости. 
На рукояти в картушах надпись арабской графикой «Речь во имя Аллаха дает плоды (…). Нет божества, кроме Аллаха. Славящий Аллаха есть слава Аллаха»
3. Кинжал-бебут в ножнах. Иранцы. Первая часть 19 века. Сталь, медь, шлифовка, насечка золотом, чеканка, эмаль.


Они же, но подробнее…


Кинжал-бебут с ножнами

 


Фрагмент рукояти кинжала

 

Кинжал-бебут в ножнах


1. Навершие. Иранцы, 18 век. Сталь; гравировка.
2. Шестопер. Иранцы, 18 век. Сталь; насечка
3. Копьецо. Иранцы, 18 век. Сталь; гравировка, позолота.
4. Топор церемониальный. Иранцы, 18 век. Сталь; гравировка.

 


1. Кинжал – кама с ножнами
Армяне. Начало 20 века. Сталь, серебро, железо, рог; шлифовка гравировка, чернь, ложная зернь.
На лицевой стороне клинка выбито штампом фигурное клеймо, характерное для тифлисских изделий.
2. Ружье кремневое
Грузины-гурийцы. Первая половина 19 века. Дар Русского географического общества.
3. Ятаган с ножнами
Турки. Первая четверть 19 века. Сталь, рог, кожа; шлифовка, насечка серебром, чеканка, тиснение. На клинке надписи на турецком языке (с ошибками). На левой стороне: «Мухаммад Али»; на правой дата : «1234» г.х. (1818/19 г) и надписи «Владелец Али»
Примечание:
Видно хозяйственным был этот парень –Али, и ятаган, судя по всему, берег, не допусти Аллах, потеряется…

4. Ятаган с ножнами. 
Иранцы, турки. Первая половина 19 века. Сталь, серебро, кость, дерево; шлифовка, насечка, штамповка, гравировка. На левой стороне клинка надпись арабской графикой «Как пожелает Аллах. Сделал Умар. Владелец Юсиф Кабудан. 1253. Начинать сражение….» на правой стороне «Да будет меч непобедим»

Ятаган Али


Историческая справка №6 :
« Священное дерево
Оружие в традиционных культурах выполняет разные функции: оно является инструментом силового решения определенных проблем, имеет прямое отношение к социальному регулированию, играет важную символическую роль в системе мировоззрения. В качестве символа оружие обычно воплощает идеи прядка, справедливости, защищенности. Важнейшие культурные ценности, сконцентрированные в реальном предмете, могут быть непосредственно прочувствованны человеком, к ним можно приобщиться, используя как основу формирования личности.
На Кавказе оружие традиционно использовалось в домашних, родовых, общинных культах. Местные святилища, куда оружие попадало в качестве подношений, играли роль постоянно пополнявшихся хранилищ упорядоченности, поддерживавших структурную устойчивость существующего Мира. Священное дерево, возле которого местные жители организовывали общинные праздники, являлось символическим центром данной местности, источником благодати, жизненной силы и, одновременно, пристанищем душ погибших воинов. Их оружием были увешаны ветви дерева».

Стенд «Священное дерево»


Историческая справка №7 :
«Оружие в культуре крестьянской общины гор центральной части Большого Кавказа
Грузины – Хевсуры»
Основой общественного устройства горцев Центрального Кавказа (горные грузины, балкарцы, осетины, вайнахи и жители Западного Дагестана) в 18-19 веках была соседско-территориальная община, связанная узами кровного или социального родства. Ее устойчивость в ряду многих причин объяснялась так же жестким распределением половозрастных ролей. Женщина-мать была хранительницей домашнего очага; старшие мужчины своей властью сплачивали семью и общину; молодые действовали на периферии этого мира: пасли скот, охотились, воевали. Подобный образ жизни, полный напряжения и опасностей, конечно, предполагал наличие оружия. Горский мужчина-крестьянин всегда имел при себе оружие: сабля или кинжал были для него так же привычны как мотыга или пастушья палка. Для большей части территории Кавказа действовало правило: если мужчина вооружен, то он лично свободен. А члены его семьи защищены. Мужчина носил оружие постоянно: дома и на дальнем пастбище, во время семейного или родового праздника. Одной из особенностей горных общин, находившихся почти в полной изоляции от остального мира, было сохранение архаичных форм оружия, столь же древних, как и обычаи горцев»

 

Мужской костюм грузина – хевсура с вооружением:
- Палаш «Хмали» с ножнами и портупеей. Вторая половина 19 века.
- Кинжал с ножнами.
- Рядом. Ружье кремневое. Грузины-тушины 19 век.

 


1. Боевые кольца.
Грузины – хевсуры. 19 век. Металл
2. Фрагмент Кремневого ружья
3. Кинжал –бебут «Ханджали» с ножнами. 
Грузины. Телавский уезд Тифлиский губ. Конец 19 века. Сталь, серебро, кость, рог , дерево, кожа; шлифовка, насечка латунью, травление, гравировка, чернь, зернь, ложная зернь.
4. Сабля с ножнами.
Грузины-мегрелы. Вторая половина 19 века. Сталь. Латунь, серебро. Кожа; шлифовка, гравировка, штамповка. 
На клинке с правой стороны выбито клеймо «гурда»
5. Палаш с ножнами.
Грузины-хевсуры. 19 век. 
Сталь, дерево, кожа, латунь; шлифовка, штамповка, гравировка.
На обеих сторонах клинка клеймо «GENOVA»

 

Фрагмент Кинжала-бебута «Ханджали»

 

 


Фрагмент. Рукояти сабли и палаша

 

Боевые кольца. Крупный план


Стенд «Старая фотография-1»

Историческая справка №8 :
«Оружие в аристократических обществах Кавказа».
Адыгские народы.
В контексте социальных отношений на Кавказе оружие рассматривалось как необходимый инструмент, без которого было невозможно построение сложных социальных систем, появление аристократического сословия. Сам образ героя непосредственно связан с представлением о вооруженной мощи. В адыгских обществах на Северо-Западном Кавказе в 15-18 веках выделился слой людей, образ жизни которых носит название «наездничества». Культ мужества и воинственности, изысканные манеры, изощренный этикет и соответствующий ему мир изящных вещей – все эти культурные достижения оказали огромное влияние на регион в целом. Именно в адыгской среде сформировался мужской костюм на основе черкески и была изобретена шашка».

 

1. Нагайка.
Осетины.19 век. Дерево, серебро, галун, кожа.
2. Кинжал-кама с ножнами.
Кабардинцы. Терская обл. Конец 19 – начало 20 века. Сталь, серебро, кость. Дерево; шлифовка, гравировка, чернь, ложная зернь, позолота, насечка серебром. 
Собиратель З.П. Валеев. 1907 год.
На лицевой стороне клинка гравировальный рисунок со стилизованным растительным орнаментом, сеткой, точками и изображением двуглавого орла. На тыльной – стилизованный растительный орнамент и точки. Подобное украшение клинков характерно для аула Большие (Старые) Атаги.
3. Шашка
Народ не известен. Северный Кавказ. Середина 19 века. Сталь, серебро; шлифовка, гравировка чернь, скань, ложная зернь, позолота.
На обеих сторонах близ рукояти гравированный геометрический и стилизованный растительный орнамент.
4. Шашка
Народ не известен. Северный Кавказ. Середина 19 века. Сталь, серебро; шлифовка, гравировка чернь, скань. На левой стороне клинка – клеймо «Трансильванский узел»
5. Шашка с ножнами и портупеей. 
Кубачинцы. С. Кубачи Кайтаго-табасаранского окр. Дагестанской обл. Вторая половина 19 века. Сталь, серебро, дерево, кожа; шлифовка, ложная зернь, позолота. 
Собиратель Саид Магомед-Оглы. 1914 год. 
На устье ножен с тыльной стороны надпись кириллицей: «Абишъ Амирхановъ» 
Абиш (Абит) Амирханов – известный мастер-оружейник из села Эндери (Андрей-аул) Темир-Хан-шуринского окр. , участник Всемирной выставки в Париже 1867 года.
6. Кинжал – кама с ножнами.
Народ неизвестен. Кавказ.
Сталь, рог, латунь; инкрустация металлом по металлу. На клинке выбиты штампом два фигурных клейма.

 


Фрагменты рукоятей

 

Кинжал-кама с ножнами


Стенд «Гостевое помещение»


Историческая справка №9 :
«Фрагмент гостевого помещения. Северный Кавказ.
В большинстве горских обществ молодые мужчины объединялись в группы, в которых занимались физическими упражнениям, главным образом – борьбой и фехтованием. Во время вооруженных столкновений с соседями такие группы составляли основу военной силы селения, а внутри общины держались обособленно, сохраняя и поддерживая специфический мужской образ жизни. Строгое соблюдение внутренней иерархии, ориентация на мнение товарищей, а не родственников, совместные тренировки – все это воспитывало в молодом мужчине необходимые для воина качества. Важным элементом воспитания являлись совместные пиршества, во время которых исполнялись героические песни, опытные воины делились своей мудростью, а молодые учились правилам этикета. Во время празднества оружие снимали и развешивали по стенам, где оно напоминало о воинских подвигах, но не представляло опасности для собравшихся: пока мужчины беседовали, клинки мирно висели на стене, и звуки застолья заменяли шум сражений и походов. Такие собрания на востоке Большого Кавказа проводились в специальных строениях, на западе – в помещениях для приема гостей – кунацких. Поскольку эти постройки находились на окраине жилого пространства, можно говорить об общем для обособленных групп местной молодежи и гостей-чужаков маргинальном статусе: одни были готовы в любой момент выйти навстречу врагу во внешний мир. Другие приходили из внешнего мира, чтобы на время обрести покровительство. 
В сцене представлен фрагмент интерьера мужской половины дома, в оформлении которой наряду с оружием использованы ковры, музыкальные инструменты и другие предметы народной культуры»


Фрагмент гостевой комнаты – шлем с личиной и кольчужной брамицей

 

Стенд «Старая фотография - 2»

Историческая справка №10 :
«Кавказ
Клинковое оружие народов Кавказа отличает яркое типологическое своеобразие, проявившееся в первую очередь, в присутствии местных разновидностей древнего прямого кинжала «кама» и завершающей одну из линий эволюции длинноклинкового оружия Евразии – шашки. Необходимо отметить длительное бытование на Кавказе иранской сабли и местных ее разновидностей. 
Неповторимость оружию придают приемы орнаментации, характерные для знаменитых местных ювелирных школ. Над его изготовлением работали мастера, известные далеко за пределами региона. Встречающиеся на кавказских клинках клейма знаменитых центров Германии. Италии и восточных стран являются одним из признаков положения Кавказского перешейка в узле связей Европы, Передней и Средней Азии. К концу 19 века кавказское оружие обрело большую популярность среди российского офицерства и превратилось в предмет коллекционирования, а в 20 веке. Выйдя из широкого употребления, оно стало образцом народного искусства.
Веками оружие на Кавказе было неотъемлемой частью мужского костюма. Оружие применялось не только в бою, но и использовалось в родильных., свадебных, похоронных обрядах, а также при принесении клятв. Значение оружия в культуре во многом определялось особенностями социальной и политической жизни народов Кавказа».


Стенд «Лавка-мастерская оружейника. Кубачинцы»

Фрагмент стенда «Лавки-мастерской оружейника. Кубачинцы» Верхняя половина


Фрагмент стенда «Лавки-мастерской оружейника. Кубачинцы» Нижняя половина.


Историческая справка №11 :
«Фрагмент стенда «Лавки-мастерской оружейника. Кубачинцы.
Оружие, как правило, изготавливал не один человек. Примером кооперации мастеров может служить оружие, клинок которого мог быть сделан в кузнице лезгинского аула Амузги, а серебренный прибор завершен в ювелирных мастерских Кубачей, лакской «столицы» Казикумуха или даже Тифлиса. Кузнецы владели приемами обработки железа, придававшими клинку одновременно свойства упругости и твердости. Клеймо известного мастера служило знаком качества и свидетельствовало об особой ценности изделия. Процесс создания оружия был для мастера способом осуществления гармонии, вкладом в поддержание порядка в мире: не зря в древних мифах кузнец представал настоящим демиургом – создателем.
Одной из характеристик ремесленного производства на Кавказе было развитие отходничества, достигшее максимума в конце 19 – начале 20 века. Ювелиры и оружейники часто работали в чужих аулах, обосновывались в городах. Такая практика позволяла мастерам участвовать в ремесленно-торговых связях, одновременно осваивая новые технологические и художественные приемы. Кубачинцы и лакцы работали на Северном и Южном Кавказе, многие из них в Тифлисе. Одной из причин успеха кубачинцев было их умение учитывать вкусы заказчика. Коллекционируя художественные изделия разных этнических стилей, они превращали домашние мастерские в своеобразные музеи.
В сене представлены инструменты ремесленника, детали оружия на разных стадиях изготовления, а также готовые изделия. В витрине показаны ювелирные изделия, выполненные в той же лавке-мастерской. На заднем плане – так называемый «кубачинский музей»: сосуды, светильники. вышивки»


4. Кинжал-бебут в детских ножнах
Кубачинцы. Дагестан, с. Кубачи. Вторая половина 19 века. Сталь, дерево, рог, сафьян, галун; шлифовка, воронение, насечка золотом.


Витрины с саблями и кинжалами

1. Шашка с ножнами
Лакцы. Конец 19 в. Сталь, серебро, дерево; шлифовка, гравировка, чернь, скань, насечка золотом и серебром.
Возможно, шашка принадлежала великому князю Михаилу Александровичу (1876-1919).
На клинке с левой стороны надписи арабской графикой: «Кто размышляет о мире, прославляет верующих» , «Меч в руках отважного – богатство, в руках великого – красота, в руках царя – мудрость»; с правой стороны : «Владелец меча правитель Дагестана…», «Сделавший Мухаммад Хан ибн Ачиль. 952» На устье ножен с лицевой стороны - вензель «МА» под короной (Вел. Кн. Михаил Александрович?)
2. Шашка с ножнами.
Аварцы. Дагестан.1880-е г. Сталь, серебро, дерево, кожа; шлифовка, гравировка, чернь, скань, ложная зернь, позолота. 
На клинке с левой стороны клеймо «трансильванский узел» с не расшифровывающейся надписью (формула белой магии) и геометрический рисунок.
3. Сабля «Хмали»
Грузины-пшавы. Тионетский и Душетсий у. (Пшавия) Тифлисской губ. Вторая половина 19 века. Саль, серебро, белый металл, дерево, кожа; шлифовка, гравировка, чернь, насечка. На левой стороне выбито клеймо «гурда».

 

1. Кинжал – кама с ножнами
Первая половина 19 века. Сталь, серебро, кость, дерево, кожа, галун; шлифовка, гравировка, чернь, скань, ложная зернь. На лицевой стороне рукояти на накладной серебреной пластине надпись арабской графикой – «Для тебя достаточно смерти и славы, о мулла!» и дата «1243» (1827/28 г); на тыльной стороне на кости нацарапана надпись «1849 Декабря 20 х Р.S» 
Оружие из коллекции генерала от артиллерии, военного историка, создателя первого в России полкового музея, действительного члена Императорского Военно-исторического общества Павла Платоновича Потоцкого (1857-1938)

Этот кинжал заинтересовал нас прежде всего тем, что он имеет явно выдержанный асимметричный клинок. Спуски справа явно длиннее, чем слева. Возможно, в этом выражается желание придать изначально боевому кинжалу хоть какие-нибудь хозяйственно - бытовые функции.


Фрагмент рукояти кинжала-камы с надписью

 

1. Кинжал – кама «ханджал-ерксайри» (обоюдоострый кинжал) с ножнами. 
Армяне. 1827 год. Сталь, серебро, железо, стекло; шлифовка, гравировка, чернь, насечка золотом. На клинке надпись на армянском языке, выполненная золотой насечкой. На лицевой сторон: «Мастер Глаха Мамиконов для Оганджана Будагова на пользование», на тыльной – «1827 год, ноябрь 20-го был изготовлен. Оганджан Путагов».

Стенд «Восточная комната»


1. Кинжал – кама в ножнах с подкинжальным ножичком.
Кубачинцы. Дагестан, с. Кубачи. Вторая половина 19 века. Сталь, серебро, дерево, кость, рог.
2. Шотел. 
Абиссинцы. 19 век. Сталь, рог; шлифовка.
3. Сабля в ножнах.
Турки. 19 век. Сталь, недрагоценный металл, серебро.
4. Шашка
Народ неизвестен. Северный Кавказ. Первая половина-середина 19 века. Сталь, серебро.
На ушках рукояти внутри, справа надпись арабской графикой «Владелец Ага Хан», слева – «Сделал Ибрагим»
5. Шашка с ножнами.
Лакцы. Начало 20 века. Сталь. Серебро, дерево, кожа. На клинке с левой стороны выгравировано изображение дракона, с правой – полумесяц, звезды и надпись на персидском языке «Сделал Шакир Дагесрадан. Да будет клинок непобедим. Ханашир»
6. Кинжал-кама в ножнах. 
Кабардинцы. Начало 20 века. Сталь, рог, кожа, серебро.

 
Фрагменты восточной комнаты

Историческая справка №12 :
«Для интерьера «восточной комнаты» обычно подбирались ковры, оружие, низкая «восточная» мебель и экзотическая утварь, среди которых предпочтение отдавалось оружию и коврам, иногда использовавшиеся как самостоятельная часть интерьера жилища небогатого русского военного или чиновника. Обращение к Востоку во многих случаях объяснялось романтическим желанием выйти за пределы европейского образа жизни и мышления. Так, «восточная комната» являлась зримым воплощением неординарной личности ее хозяина»

Ну вот, круг и замкнулся. Начали мы с народов Средней Азии, вооруженных в основном кистенями, топорами и дубинами, затем и через изысканный Иран и вечно воюющий Кавказ пришли к волне современной и понятной нам комнате в «Восточном стиле», от суровой практики, так сказать, к романтическому созерцанию. Осталось нам только сфотографироваться на прощание, что мы и сделали (правда, качество получилось то же не особо)

Иван и Silver

 


Alex_Spb, Иван

На обратном пути мы сделали несколько фотографий понравившихся стендов, которые посвящены истории жизни народов северо-западной части России.

 


Вот такой жизнерадостный парень…а ведь на его месте, лет 200 назад, мог оказаться и я. Кстати интересно, а где у него нож?

В композиции есть что-то очень символично-русское, бравое и в то же время печальное…типа «Мы им рога и ржавым топором поотшибаем»

 


И как раньше люди без «Сайги» и внедорожников на охоту ходили???

Расставаться не хотелось, и ноги сами принесли нас в уютный кабачок – «Егерьмейстер», который в последнее время является местом наших клубных встреч. Там мы как обычно время зря не теряли, взяли по литру темного, и …

Наша скромная коллекция после посещения выставки смотрится как-то вяло…
Так и хочется продолжить: 1. Нож складной «Аваланч» . Начало 21 века. США. Сталь S60V, G10, металл; лазерная резка, чернь, штамповка, гравировка, На клинке с правой стороны надпись…...и т.д.

 

Silver внимательно слушает…

 

Alex_Spb и Silver – после ээээ…, n-ой кружки темного.

 


Я понял, почему ребятам нравится в «Егерьмейстере» – там замечательные бумажные одноразовые скатерти. На фото – обсуждается какой-то трудный вопрос-Иван и Андрей схватились за ножи и начали их (скатерти) резать…, вобщем выражают недовольство.

 

Ну и под занавес пара фото ледяного замка, который построили на Дворцовой площади. Может иногородним читателям будет интересно.

Вы здесь: Главная Разное Выставка "Холодное оружие в культуре народов Кавказа и Средней Азии"